"ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ КОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА"

20.09.2017 16:36


   
    Константиновский район в силу своего расположения по берегу Амура богат археологическими памятниками.


 

Древние племена, которые пришли на берег Амура примерно 300 тысяч лет назад, имеют богатую и интересную историю. Однако мы не можем прочитать её в летописях. Единственные свидетели их жизни и одновременно ключи к разгадке тайн истории  происхождения многих современных народов – археологические находки.




    В  Амурской области есть всего несколько памятников раннего палеолита (Кумары, Усть-Ту, Филимошки) по  течению р. Зеи. В нашем районе только случайные находки, видимо, их оставили  охотники, мигрирующие вслед за животными вдоль рек.
     Более известны неолитические памятники. Из трех неолитических культур, известных в Приамурье, в районе есть две: новопетровская и осиноозерская. Названия культур были даны Анатолием Пантелеевичем Деревянко в ходе исследования неолитических стоянок  в 1960-е годы у с. Новопетровка на гряде песчаных дюн (2,2 км СВ села). И на северном берегу озера Осиновое в 2,5 км ЮВ села Войково. Особенностью новопетровской культуры является каменный инвентарь изготовленный из тонких кремневых пластинок,  поэтому эту неолитическую культуру иногда называют «культурой пластин». Раннюю границу новопетровской культуры археологи определяют временем от 8-ми до 10-ти тыс. лет назад. Позднюю - конец IV-го - начало III-го тысячелетия до н. э.

 

 


Жили новопетровцы в полуземлянках, углубленных в землю на 70-90 см, чтобы сохранить в доме тепло.




 


Более поздний неолит (3 тыс. лет до н. э. - начало 2-го тысячелетия до н. э.), так называемая осиноозерская культура, представлена в экспозиции музея каменным инвентарем (топоры, ножи, тесла, грузила, зернотерка) и керамикой. Если новопетровцы были оседлыми охотниками и рыболовами, то осиноозерцы - уже перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Многие орудия труда имеют земледельческое назначение: мотыги, тесла, зернотерка, вкладыши к серпам и ножам.

 

 

  


В одном из сосудов при раскопках археологами было обнаружено мелкое горелое просо. В жилищах поселений обнаружены кости животных, особенно много останков свиней.
Керамика по форме и орнаменту очень близка к новопетровской, поэтому ученые считают , что версия о преемственности этих культур имеет место быть. Установлено, что в начале II-го тысячелетия до нашей эры с низовьев Амура стали проникать представители нижнеамурской культуры, которые стали теснить осиноозерцев вверх по Амуру и Зее. Остатки поселений войковского типа на берегу Осинового озера с аналогичным каменным инвентарем и такой же керамикой обнаружены в долине реки Зеи.
Интересно, что материал из которого сделаны орудия труда принесен с левого берега Амура. В Константиновском районе выходов характерного для новопетровской культуры пластин белого или желтоватого вулканического туфа нет. Как и для войковцев - изделия из халцедона, чаще белого полупрозрачного, а также желтого или красноватого карнеола.
Всего памятников этих археологических культур в Константиновском районе насчитывается около 50-ти, многие из них соседствуют со средневековыми селищами  мохэ и чжурчжэней.




Благодаря китайским письменным источникам мы знаем имя этого народа  - хэйшуй мохэ (черная, темная вода) - древнее название Амура. Средневековая эпоха представлена поселениями двух типов. К первому типу относятся поселения с землянками, где встречается мохэская керамика, украшенная тисненым узором в виде ромбов и елочек.




 


Это поселения VIII-IX веков, оставлены народом мохэ. Мохэсцы были тунгусоязычнымии племенами, вероятно, явились этнической основой современных народов тунгусо-маньчжурской языковой группы.
Мохэсцы - не коренное население Приамурья. На эту территорию они пришли в начале I тысячелетия. Предположительно из Восточной Сибири. Китайские летописи сообщают, что землю пашут парою лошадей, выращивают просо и пшеницу. Важную роль играют в хозяйстве занятия скотоводством, охотой, рыболовством, собирательством.

 




Интересна находка скульптурного изображения головы мохэского воина. Найдена во время пахоты и приспособлена трактористом вместо гнёта для засолки капусты. Сейчас находится в археологическом музее БГПУ в г. Благовещенске.
Вторая группа поселений датируется чжурчженьскими монетами XI-XIII веков. Это, как правило, большие жилища (более чем 100 кв. м) с канами внутри и посудой, изготовленной на гончарном круге. Вместе с костяными орудиями встречаются железные пряжки, бляшки, бусины и другой инвентарь.



  


В коллекции музея вещи этого времени представлены  бляшками для конской упряжи из бронзы в виде солярного круга, а также большим  металлическим котлом (сплав, высота 34 см, диаметр 51 см, толщина стенок 1,5 см). Во время наводнения 2013 года он был найден на берегу Амура и передан в музей Александром Морозовым. Предположительно был вымыт из берегового отвесного склона, на котором также много найдено было  обломков типичной керамики серого цвета. Много изделий из железа: нож, палаш, наконечники стрел и копий, бубенчики-обереги в виде рыбок.



  


Интерес представляет обломок шейки лука из рога козы в виде головы хищника и раковина каури. Известно, что подобные раковины служили денежным эквивалентом при обмене наряду с монетами.





Чжурчжэни - потомки мохэского этноса, занимавшего огромную территорию и имевшего множество локальных вариантов культуры. Даже амурских чжурчжэней следует делить на две группы - западную и восточную (в Приморье). Хозяйство у них было многоотраслевое, это же можно сказать и о ремесле. Высокого уровня они достигли в изготовлении глиняной посуды. Уже с XII - XIII в. в. лепная керамика вытесняется станковой (изготовленной на гончарном круге), причём посуда богато орнаментирована.




 


Многообразие действий при захоронениях говорит о широком распространении у них шаманизма. Однако знакомы они были и с буддизмом.


 

 

На сегодняшний день в Константиновском районе выявлено 79 археологических памятников этого времени. Их делят на четыре типа: стоянки, селища, городища, а также несколько средневековых могильников.