КАЗАН. История одного экспоната.

14.09.2018 12:21

     Экспонат, весом 29 килограммов 380 граммов, появился в музее после наводнения в сентябре 2013 года. Его принесли жители Константиновки  - Александр Морозов и Виктор Шестаков. Они признались, что попытались его отчистить, чтобы определить материал, из которого он сделан. Казан для приготовления пищи выполнен методом литья из сплава, предположительно бронзы. Об этом свидетельствует зеленоватый цвет патины, при очистке металл становится ярко бронзового цвета. Диаметр - 51 см, высота - 34 см, толщина стенок -1,4 см, на высоте - 12 см от венца четыре литые горизонтально расположенные прямоугольные ручки из того же металла, дно узкое, диаметром 13,4 см., видны следы швов снаружи по бокам с четырёх сторон и по диаметру в самой широкой его части.

   Мужчины  сообщили, что обнаружили казан на берегу Амура, почти у самой воды, когда рыбачили после спада воды в реке. Это за линией погранзаставы в 4,4 км ю-в села, район начала Сухой протоки. Вместе с казаном они принесли в музей обломки керамики и китайские монеты, найденные рядом с этим экспонатом.

 

Начало Сухой протоки.

   

Место, где найден казан.

 

Три монеты, найденные рядом с казаном.

 

Эта линия погранзаставы обследована 31 июля 2014 года до нового подъёма воды в Амуре. Его протяжённость вдоль берега Амура 56 метров, высота террасы  - от 4 до 8 метров.  Культурный слой представляет собой слой золы и песка от 12,5 до 30 см высотой, который трижды  прерывается. Первый фрагмент культурного слоя - вниз по течению реки длиной 1,6 метра, высотой от 12 до 15 см. Второй  - длиной 18 метров, высотой от 15 до 30 см, третий - выше уровня первых двух на 15 см, длиной 6 м, высотой 18 см. Много вкраплений расколотых костей животных, фрагментов древесного угля  и обломков керамики трех видов: серая лощеная, приготовленная с помощью гончарного круга от очень крупного сосуда, много мелких фрагментов  темного цвета и  коричневого цвета.  На берегу также найдены два каменных грузила для ловли рыбы и обломок керамического изделия непонятного назначения.

 

Исследование культурного слоя.

 

Первый (нижний) культурный слой.

 

Второй (средний) культурный слой.

 

Третий (верхний) культурный слой.

 

        Предположительно можно определить возраст памятника от 7-8 века (мохэ) и  до 11-14 века (чжурчжэни). Одно из каменных грузил  определено как грузило для рыбной ловли. Другое можно определить как блесну. При погружении в воду оно начинает быстро поворачиваться вокруг своей оси.

      Площадь памятника приблизительно 29,7 кв. м, вершина террасы заросла кустарником и осинником, поэтому края памятника на поверхности определить не удалось. На всем протяжении терраса подмыта течением реки, достаточно глубоко. Наверху, вдоль берега на удалении от края террасы от 5 до 10 метров, идет ряд окопов времен  Великой Отечественной войны.

      Место  исследовано сотрудником музея Г.И. Черненко.

      Экспонат был принят в фонд музея (КРМ - 1519/1) и представлен в экспозиции № 2  «Далекое прошлое  Константиновского района» в отделе «Средние века».

              Появление изделий из бронзы в бассейне Амура исследователи связывают или с приходом на эту территорию племён из Сибири, или, скорей всего, с торговлей и обменом. 

         В этом же,  2014 году, во время экскурсии для китайских гостей-пограничников удалось через переводчика расшифровать надписи на  монетах и определить, что самая ранняя принадлежит династии Сун.

 

Гости из Китая.

 

Монета династии Сун.

      Империя Сун - государство в Китае, существовавшее с 960-го по 1279 годы. Правящая династия - Чжао,  по фамилии рода государей. Основание империи положило конец раздробленности Китая, продолжавшейся со времени падения династии Тан в 907 году. В 1127 году северная часть территории Сун до реки Хуанхэ была завоёвана чжурчжэнями. Они жили на территории Сунгари, Амуру и на землях нынешнего Приморья. Главными занятиями у них были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигла металлообработка. Кроме обычной ковки металла, они знали сварку, клёпку, паяние, штамповку, чеканку, волочение и золочение. Гончары работали в технике лепной и станковой керамики. Как и у мохэ, военное дело чжурженей было на высоком уровне. Войско делилось на сотни, десятки и пятёрки. Поддерживалась железная дисциплина. В 1115 году у чжурчженей появилось государство, которое вошло в историю под названием Цзинь, что значит «золотая». Впоследствии «Золотая империя» была разгромлена монголами, которые переняли у чжурчжэней военную организацию войска.

 

Монета династии Цзынь.

 

Чжурчжэни пользовались сунскими монетами, имеющими в центре квадратные отверстия. Такие монеты для удобства нанизывали на шнуры. Потомками этого народа сейчас являются эвенки (тунгусы) и удэгейцы.

Можно предположить, что данный казан принадлежал чжурчжэнским воинам для приготовления пищи, которая готовилась  в походах для всего десятка один раз в сутки, обычно вечером.  В Константиновском районе известны археологические памятники этого времени, Новопетровское городище, например.

До настоящего времени бронзовый век Приамурья полностью не изучен, хотя находки медных и бронзовых изделий не редкость. Но своей самобытной культуры бронзового века здесь пока не выявлено. Отсутствие культур бронзового века учёные объясняют тем, что на территории Приамурья не было доступных для разработки и богатых металлом месторождений меди и олова. Зато неожиданно рано в Приамурье появляется железо и существует мнение, что племена, населявшие берега великой реки, сразу из каменного века  шагнули в век железный. 

Возможно, именно тогда мастера  сделали этот казан, который является теперь украшением экспозиции Константиновского музея. А находка обломков керамических сосудов от эпохи мохэ до эпохи чжурчжэней свидетельствуют о том, что это место на берегу Амура было достаточно удобным и люди возвращались сюда вновь и вновь.